В «Адвокатской газете» вышла интересная статья о спорах врачей и пациентов. Собраны мнения авторитетных специалистов в этой области по всей России. Комментарии специалиста по медицинским (врачебным) делам Альбины Шаталовой, адвоката Ставропольской краевой коллегии адвокатов, члена ФСАР, магистра частного права.
Оригинал статьи на сайте «Адвокатской газеты»
Создайте благоприятный психоэмоциональный климат
Еще несколько лет назад, чтобы доказать врачебную ошибку, необходимо было подать заявление о возбуждении уголовного дела и добиться проведения процессуальной проверки с назначением судебно-медицинской экспертизы. Итогом часто оказывалось постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием в действиях врача состава преступления. Для привлечения к уголовной ответственности за совершение большинства преступлений необходимо установить прямую причинно-следственную связь между действием или бездействием и наступившим последствием.
Однако в рамках судебно-медицинских экспертиз такая связь выявляется не всегда. Хотя, безусловно, иногда она лежит на поверхности.
Сегодня пациенты используют не только уголовно-правовой механизм защиты, но и гражданско-правовой. Практика применения Закона о защите прав потребителей показывает, что в спорах с медицинскими организациями пациенты почти всегда правы. Как сказал один главный врач родильного дома: «Нас приравняли к парикмахерским. Мы как “Дом быта” в советское время».
Недовольный пациент может рассчитывать на компенсацию морального вреда. Причем для удовлетворения такого иска достаточно факта нарушения его прав.
Закон не предусматривает обязательное наличие прямой связи между действиями врача и последствиями для возложения обязанности возместить вред пациенту (Определение Верховного Суда РФ от 14 марта 2022 г. № 18-КГ21-165-К4). Чтобы взыскать компенсацию морального вреда, нужно лишь доказать, что пациент перенес физические или нравственные страдания из-за поведения врача. А медицинской организации придется доказывать правомерность его поведения и отсутствие вины.
Кроме того, если пациент направил в клинику претензию и получил отказ, а затем суд поддержал его требования, с медицинской организации взыщут штраф – 50% от присужденной суммы (ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Как медицинской организации избежать подобных проблем? Важно создать благоприятный психоэмоциональный климат, поскольку многие споры трансформируются в судебные из-за грубости и безучастности врачей. Сразу после получения претензии пациента необходимо привлечь врачей-специалистов или судебно-медицинских экспертов для разбора клинического случая. Это позволит оценить перспективы судебного разбирательства и принять благоразумное решение.
Постарайтесь сделать все возможное для урегулирования конфликта. Если клиника пыталась нейтрализовать разногласия, а пациент продолжал безосновательно настаивать на своем, то в суде можно будет говорить о злоупотреблении пациентом своим правом и потребительском экстремизме.
Свои права и законные интересы можно и нужно защищать! Обратитесь за консультацией к опытному адвокату по медицинским делам. Отправьте нам письмо с кратким изложением дела, заполните форму заявки на сайте или позвоните. Мы найдем решение!